Что такое кластеризация? Для чего она нужна? Поможет ли это SEO-продвижению?

Систематизация запросов (иначе — кластеризация) позволяет структурировать работу над продвижением сайта и добиться максимальных результатов. Это анализ полученного семантического ядра, в процессе которого определяются наиболее актуальные запросы для продвижения различных документов.

Запросы объединяются в группы (кластеры — откуда и название процесса), которые описывают содержимое документа с точки зрения поисковой системы. Он может быть главным или второстепенным — это определяется количеством и частотностью входящих запросов.

Грамотное использование кластеризации поможет повысить релевантность документов. Процесс является «палочкой выручалочкой» для любого SEO-специалиста. Кластеризация нужна не только для адаптации документа в соответствии с алгоритмом работы поисковой системы. Она также помогает самому SEO-специалисту оценить документ с технической точки зрения и объективно взглянуть на его недостатки. Таким образом, кластеризация повышает качество работы SEO-специалиста и проекта в целом.

Кластеризация дает четкое представление о количестве и виде ключевых фраз, которые используются для продвижения сайта, что позволяет наиболее грамотно формулировать технические задания к текстам.

А еще кластеризация помогает увидеть структуру сайта. Определив фразы для главных и внутренних страниц, SEO-специалист получает точное представление о том, где и какая информация находится, как именно она предстает перед потенциальными посетителями.

Как использовать кластеризацию запросов для разных задач

Есть разные задачи, которые можно решить с помощью кластеризации. В их число входят:

Определение соотношения запросов и документов. Поисковая система имеет свою логику оценки документов на релевантность. Некоторые запросы нельзя совмещать в рамках одной страницы. Кластеризация позволяет наиболее эффективно объединять нужные запросы в группы и получать максимальный результат.

Определение типа документа в рамках сайта. В результате определения группы запросов в рамках одной страницы, SEO-специалист может точно сказать о том, является ли она главной или внутренней.

Работы над релевантностью документа. Поскольку одним из главных инструментов продвижения сайта является вхождение ключевых запросов в тексты на странице, работать над ними крайне важно. Кластеризация позволяет объективно взглянуть на документ. Является ли вхождение целевых фраз достаточным и структурированным? Релевантна ли страница поисковому запросу?

Составление списка ключевых фраз. После составления групп запросов, вы можете их расширять. Для этого существуют специальные сервисы.

Формирование структуры сайта. Оно вытекает из определения типа документа в рамках сайта. После получения логичной картины распределения информации по проекты, SEO-специалист может увидеть «портрет» сайта — его структуру. Благодаря этому возможно своевременное внесение корректировок в проект.

Как происходит кластеризация запросов?

Кластеризация происходит путем простой оценки органической выдачи. Все, что нужно, это определить URL, который актуален для разных запросов. То есть, если некий документ находится в выдаче при использовании разных ключевых фраз, их можно объединить в один «кластер» и использовать для более эффективного продвижения страницы. 

Существует определенный порог кластеризации. Это то количество вхождений URL в выдачу, которое необходимо для систематизации запросов в группу. В стандартной схеме используется 3 вхождения. То есть, если совпадает 3 URL при, например, использовании 2 запросов, то эти два запроса можно объединить в кластер.

Ориентируясь на топовые позиции в выдаче, вы получаете версию кластеризации с точки зрения поисковой машины. Она уже оценила существующие URL и сочла их релевантными. Все, что вам остается, это собрать статистические данные и получить более ясную картину.

Некоторые кластеры пригодны для главных страниц, другие подходят только для второстепенных. Это представление вы также можете получить, анализируя проверяемые URL. Если документы в них относятся к второстепенным страницам, то и полученный кластер будет подходить к ним же.

При этом для главной страницы существует незыблемое правило. Вы можете получить несколько кластеров для ее продвижения. В этом случае для каждого кластера должен существовать свой поддомен.

Инструменты для систематизации ключевых фраз

Процесс систематизации ключевых фраз — невероятная трата времени, но его можно ускорить с помощью инструментов. Речь идет о специальных сайтах, которые анализирует органическую выдачу. Большинство из них платные, но они позволяют сделать процесс более рациональным.

Сервисы адаптируют кластеры под разные поисковые системы, предлагают лучшие варианты и при этом дают мгновенный результат. Они более адаптивны к изменениям в алгоритме работы поисковых систем.

Многие из них имеют дополнительный функционал. Например, они могут предложить вам варианты расширения семантического ядра, а также дать полный список потенциальных конкурентов из топовой выдачи.

Инструменты помогут исключить информационные или коммерческие проекты, которые искажают представление о функционировании органической выдачи.

Подведем итоги

Подведя итоги, можно сказать, что кластеризации стоит научиться каждому SEO-специалисту. Недостаточно просто создать и запустить проект, ориентируясь на классические принципы оптимизации страниц. Только кластеризация поможет сделать проект наиболее рентабельным и посещаемым. Она поможет создать полноценный информационный каркас сайта и перевести его на новый уровень качества.

А уж использовать для кластеризации специальные инструменты или проводить ее своими аналитическими силами — решение каждого специалиста. Все зависит от ваших способностей, бюджета и количества свободного времени.